Тормоза по «барабану»

Тормоза по «барабану»
Тормоза по «барабану»
Почему концерны не спешат отказываться от архаичных механизмов
Что Logan, что Rapid имеют в своем арсенале барабанные тормоза. Казалось бы, давным-давно «диски» должны были вытеснить архаичные «барабаны», но мировые концерны не спешат их списывать. Почему? Постараемся разобраться.


Что они собой представляют?

Понятно, что основа механизма — барабан, который закреплен на ступице колеса. Внутри располагаются один или два (возможны вариации) тормозных цилиндра. Их поршни выдвигаются, тем самым раздвигая колодки, и прижимают их к внутренней поверхности барабана. Конструктивная особенность «барабанов» заключается в том, что место, где происходит трение колодок, — выгнутое, а на дисковых тормозах — плоское.

Минусы барабана

Если сравнивать КПД двух типов тормозов, то барабанные проигрывают дисковым вчистую. В одинаковых условиях они заметно хуже справляются со своей задачей. Причем, чем быстрее едет авто, тем разница заметнее.

Такой «конфуз» происходит из-за нескольких причин. Из-за пыли и мелкого мусора, которые попадают с фрикционных накладок на внутреннюю поверхность барабана, сцепление постепенно становится хуже.

А из-за того, что размер колодки достаточно большой, поршни посредственно справляются со своей задачей — прижимать ее к барабану.

Наконец, из-за чрезмерного давления в цилиндрах конструкция может выйти из строя. В то же время на дисковых тормозах, где колодки сжимают диск, нагрузка может быть существенно выше без каких-либо последствий.

Перегрев

Из-за того, что поверхность барабана, где происходят основные «действия» в процессе торможения, не продувается потоком воздуха, она быстро нагревается и долго охлаждается. К примеру, во время экстренного торможения барабаны могут разогреваться до 600 градусов Цельсия. В результате начинаются процессы расширения материалов узла, и зазоры до колодок становятся больше. Это значит, что на тормоз придется нажимать сильней.

С этой проблемой пытались бороться многие автопроизводители. Например, внедряли в конструкцию дополнительные прорезы — ребра, которые должны продуваться набегающим потоком воздуха, и более эффективно отводить часть выделяемого тепла. Но даже с таким апгрейдом барабанные тормоза не могли противостоять дисковым.

При сильном перегреве барабаны меняют свою геометрию. Причем вернуть их в первоначальный вид или отбалансировать возможно только в теории. Из-за этого появляются удары при торможении, которые особенно ощутимы на высокой скорости.

Дополнительно из минусов — при выходе колодок из строя существует вероятность заклинивания колес. Зимой нельзя забывать о том, чтобы после мойки хорошенько просушить авто, иначе колодки могут банально примерзнуть.

Плюсы «барабана»

Хотя у барабанных тормозов приличный список недостатков, плюсы у них все же имеются. Прежде всего — защищённость. Так как «трудовой день» колодок проходит «взаперти», дорожная грязь, снег и прочие «радости» туда не проникают.

Из-за того, что сцепление колодок и барабана не слишком хорошее, первые изнашиваются долго и упорно. Правда, качество торможения по той же причине оставляет желать лучшего.

Почему до сих пор в ходу?

Интересно, что оба плюса барабанных тормозов давно не являются чем-то уникальным. Конструкторы сообразили, как увеличить срок службы и колодок, и дисков. Поэтому барабанные тормоза, долгое время остававшиеся незаменимыми на грузовиках и автобусах, сдали свои позиции. Например, европейские производители отказались от них еще в конце 1990-х.

Из отечественных наиболее консервативным был и остается Горьковский автозавод. «Газон» ГАЗ-3308 до сих пор выпускается с барабанными тормозами на всех колесах. Причем, становиться историей автопрома этот грузовик явно не собирается.

Казалось бы, невосприимчивость барабанных тормозов к грязи должна сделать их незаменимыми для внедорожников. Так и было до поры до времени. Но элитные «проходимцы» (Land Cruiser или Pajero) отреклись от «барабанов» еще тридцать лет назад. В конструкции же более дешевых внедорожников и пикапов барабанные тормоза все еще встречаются, то только на задних колесах.

Представителями «барабанного семейства» являются: UAZ (Patriot и Hunter), Chevrolet Niva, Lada 4×4, Duster, Terrano, L200, Amarok и некоторые другие авто.

Еще одна категория автомобилей, не отказавшаяся от архаики — это «стальные кони» класса В. На этих «бюджетниках» барабаны тоже идут только на задней оси -производители таким образом снижает стоимость автомобилей. Кроме того, подобный «тормозной консерватизм» может отпахать до 100 тысяч километров. Так что раскошеливаться на замену колодок приходится либо второму, либо даже третьему владельцу.

Примеры таких авто — Priora, Granta, Largus, Kalina, Logan, Cobalt, Aveo, Almera, Polo Sedan, Fabia Rapid и другие.

Популярны барабаны и на машинках А-класса. Ведь, по сути, им не нужны суперэффективные тормоза. А это Matiz, Citroen C1, Peugeot 107, Picanto, Spark и так далее.

Когда исчезнут?

Наверняка «барабаны» еще долго будут в ходу у автопроизводителей. Пусть они не так эффективны, как дисковые, зато более выносливы. А для небольших и недорогих автомобилей большего не надо. Правда, если концерны решат, что продажи оригинальных дисковых колодок положительно скажутся на увеличении прибыли, то век барабанных тормозов может прерваться очень быстро.
03:57
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!