Автоматическая коробка передач. Очень полезная и интересная статья.


Автоматическая коробка передач. Очень полезная и интересная статья.
Автоматическая коробка передач. Очень полезная и интересная статья.
Автоматическая коробка передач (сокращенное название АКПП, обиходное название – коробка-автомат) является самым распространенным устройством изменения крутящего момента, применяемым в автоматической трансмиссии автомобиля. Традиционно автоматической называют гидромеханическую коробку передач.

Автоматическая коробка передач состоит из гидротрансформатора, механической коробки передач и системы управления. На коробках-автоматах, устанавливаемых на переднеприводные легковые автомобили, в конструкцию включены главная передача и дифференциал.
Гидротрансформатор предназначен для передачи и изменения крутящего момента от двигателя к механической коробке передач, а также уменьшения вибраций. Конструкция гидротрансформатора включает насосное, турбинное и реакторное колеса, блокировочную муфту, муфту свободного хода. Гидротрансформатор помещен в собственный корпус.
Гидротрансформатор
Насосное колесо соединено с коленчатым валом двигателя. Турбинное колесо связано с механической коробкой передач. Между насосным и турбинным колесами располагается неподвижное реакторное колесо. Все колеса гидротрансформатора оснащены лопастями определенной формы, между которыми предусмотрены каналы для прохода рабочей жидкости.
Блокировочная муфта служит для блокировки гидротрансформатора в определенных режимах работы автомобиля. Муфта свободного хода (другое название - обгонная муфта) обеспечивает вращение жестко закрепленного реакторного колеса в противоположную сторону.
Все конструктивные элементы гидротрансформатора расположены в корпусе, который заполнен специальной рабочей жидкостью ATF (Automatic Transmissions Fluid).
Работа гидротрансформатора осуществляется по замкнутому циклу. От насосного колеса поток жидкости передается на турбинное колесо, далее на реакторное колесо. За счет конструкции лопастей реактора скорость потока усиливается. Поток направляется на насосное колесо и заставляет его вращаться быстрее, тем самым увеличивается величина крутящего момента. Максимальную величину крутящего момента гидротрансформатор развивает на минимальной скорости.
С увеличением частоты вращения коленчатого вала двигателя, угловые скорости насосного и турбинного колес выравниваются, а поток жидкости меняет свое направление. При этом срабатывает муфта свободного хода и реакторное колесо начинает вращаться. Гидротрансформатор работает в режиме гидромуфты (передает только крутящий момент).
C дальнейшим ростом скорости происходит блокировка гидротрансформатора, при которой замыкается блокирующая муфта, и передача крутящего момента от двигателя к механической коробке передач происходит напрямую. Гидротрансформатор блокируется практически на всех передачах.
В современных автоматических коробках режим с проскальзывающей муфтой блокировки гидротрансформатора, который предшествует полной блокировке. Режим реализуется при определенных условиях (скорость, нагрузка) во время разгона автомобиля и позволяет снизить расход топлива, обеспечить комфорт при переключении передач.
Автоматическая коробка передач
Механическая коробка передач в составе АКПП служит для ступенчатого изменения крутящего момента, а также обеспечивает движение автомобиля задним ходом. На автоматических коробках, как правило, применяются планетарные редукторы, отличающиеся компактностью и возможностью соосной работы. Механическая коробка передач состоит из нескольких (обычно двух) планетарных редукторов, соединенных последовательно для совместной работы. Объединение планетарных редукторов позволяет обеспечить необходимое число ступеней работы. Современные автоматические коробки выполняются шестиступенчатыми, семиступенчатыми, восьмиступенчатыми (Audi, Bentley, BMW, Chrysler, Jaguar, Lexus) и даже девятиступенчатыми (Mercedes, Land Rover).
Планетарный редуктор в коробке передач состоит из нескольких последовательных планетарных передач, образующих планетарный ряд. Каждая планетарная передача включает солнечную шестерню, сателлиты, коронную шестерню и водило.
Схема автоматической коробки передач
Изменение крутящего момента и передача вращения производится при условии блокировки одного или двух элементов планетарного ряда (солнечной шестерни, коронной шестерни, водила). Блокировка коронной шестерни планетарного ряда приводит к увеличению передаточного отношения. Неподвижная солнечная шестерня, наоборот, уменьшает передаточное отношение. Блокировка водило приводит к смене направления вращения.
Блокировку осуществляют соответствующие фрикционные муфты и тормоза (обходное название - фрикционы). Муфта блокирует элементы планетарного ряда между собой. Тормоз удерживает конкретные элементы редуктора за счет соединения с корпусом коробки. В различных конструкциях АКПП используются многодисковые или ленточные тормоза.
К фото номер 1: Схема автоматической коробки передач.
1: вал турбинного колеса
2: солнечная шестерня одинарного планетарного ряда
3: сателлиты одинарного планетарного ряда
4: водило одинарного планетарного ряда
5: шестеренный насос
6: фрикционная муфта
7: фрикционный тормоз
8: коронная шестерня одинарного планетарного ряда
9: обгонная муфта
10: коронная шестерня сдвоенного планетарного ряда
11: водило сдвоенного планетарного ряда
12: длинные сателлиты сдвоенного планетарного ряда
13: короткие сателлиты сдвоенного планетарного ряда
14: большая солнечная шестерня сдвоенного планетарного ряда
15: малая солнечная шестерня сдвоенного планетарного ряда
А - подводимый крутящий момент
Б - отбор мощности.
Муфты и тормоза замыкаются с помощью гидроцилиндров, которые управляются из распределительного модуля. В конструкции коробки может применяться обгонная муфта, которая удерживает водило от вращения в противоположную сторону.
Таким образом, механизмами переключения передач в автоматической коробке являются фрикционные муфты и тормоза. Работа АКПП заключается в выполнении определенного алгоритма включения и выключения муфт и тормозов.
На современных автоматических коробках передач применяется электронная система управления, которая включает входные датчики, электронный блок управления, распределительный модуль и рычаг селектора.
В системе используются следующие датчики: частоты вращения на входе коробки передач, частоты вращения на выходе коробки передач, температуры рабочей жидкости, положения рычага селектора, положения педали акселератора.
Электронный блок управления коробкой передач обрабатывает сигналы датчиков и формирует управляющие сигналы на исполнительные устройства распределительного модуля. В своей работе электронный блок реализует т.н. программу «нечеткой логики» (fuzzy logic), предусматривающую гибкий алгоритм определения точек перехода на высшую или низшую передачу. Блок управления коробкой передач взаимодействуют с системой управления двигателем.
Распределительный модуль (другое наименование - гидравлический блок) управляет потоками рабочей жидкости и обеспечивает срабатывание фрикционных муфт и тормозов. Он состоит из электромагнитных клапанов и золотников-распределителей с механическим приводом, соединенных каналами и помещенных в алюминиевый корпус.
Электромагнитные клапаны (не очень корректное обиходное название - соленоиды) используются для управления переключением передач (двухпозиционные клапаны) и регулирования давления жидкости (клапаны с широтно-импульсной модуляцией). Работой электромагнитных клапанов руководит электронный блок управления коробкой передач. Золотники-распределители обеспечивают выбор режимов работы и приводятся в действие от рычага селектора.
Циркуляцию рабочей жидкости в автоматической коробке передач осуществляет шестеренный насос с внутренним зацеплением шестерен или лопастной насос. Насос приводится в действие от ступицы гидротрансформатора. Насос составляет основу гидравлической системы коробки передач, в которую кроме него входит гидравлический блок, гидроцилиндры привода муфт и тормозов, трубопроводы.
Охлаждение рабочей жидкости в АКПП производит соответствующая система. Рабочая жидкость может охлаждаться в охладителе (теплообменнике), включенном в систему охлаждения двигателя. Ряд конструкций коробок имеет отдельный радиатор рабочей жидкости.
Непосредственное управление АКПП осуществляется рычагом селектора. Выбор нужного режима работы коробки производится перемещением рычага в определенное положение:
Р – режим парковки;
R – режим заднего хода;
N – нейтральный режим;
D – движение вперед в режиме автоматического переключения передач;
S – спортивный режим.
На отдельных коробках реализуется т.н. режим «кик-даун» (kick-down), предполагающий резкое ускорение автомобиля путем переключения на пониженную передачу. Необходимость ускорения определяется с помощью датчика положения педали газа.
Некоторые модели автоматических коробок оборудуются функцией ручного переключения передач, т.н. функция Типтроник (Tiptronic).

03:59
315
RSS
06:04
Автоматическая коробка передач. Очень полезная...
Очень полезная и интересная статья. Midway777 был 4 дня назад.
05:40
8 вещей, которые вы не должны делать в автомобиле...
Вождение автомобиля с автоматической коробкой передач более простое, в отличие от вождения на машине с механической трансмиссией, где все намного сложнее. К счастью, большинство современных автомобилей оснащаются автоматической коробкой и с каждым годом все больше людей приобретают автомобили с АКПП. Но знаете ли вы, что нужно пользоваться автоматической коробкой передач, следуя определенным правилам, чтобы не убить коробку? Да-да, убить ее намного легче, чем «механику». Если подобное случится, вы будете в шоке от стоимости ее ремонта. В этом, конечно, главный минус «автомата».
05:38
Основные достоинства и недостатки АКПП
Статья об основных плюсах и минусах автоматической коробки передач. Особенности использования коробки-автомат. В конце статьи — видео о 4 секретах замены масла в АКПП, о которых мало кто знает. ... Коробку-автомат очень любят начинающие водители и представительницы слабого пола, так как при управлении автомобилем им не нужно постоянно думать о переключении передач и сосредотачивать свое внимание на рычаге коробки. В результате, они меньше отвлекаются и утомляются. Кстати, в сложных дорожных ситуациях и вечных пробках мегаполисов даже опытные водители благодарят «автомат».
05:30
АКПП и правильная ее эксплуатация — DRIVE2
АКППавтоматическая коробка переключения передач АКПП состоит из гидротрансформатора и ряда планетарных передачАКПП Honda обычный ряд как на механике). Гидротрансформатор позволяет крутящий момент усиливать в 2,5 раза и передавать его плавно, без крутильных колебаний . В гидротрансформаторе не… ... АКППавтоматическая коробка переключения передач АКПП состоит из гидротрансформатора и ряда планетарных передачАКПП Honda обычный ряд как на механике). Гидротрансформатор позволяет крутящий момент усиливать в 2,5 раза и передавать его плавно, без крутильных колебаний .
05:27
Современные альтернативы автоматической коробке...
Автоматическая коробка переключения передач. Самым распространенным видом автоматической трансмиссии стала гидромеханическая передача (ГМП), существующая более ста лет, которую обычно называют «автоматической трансмиссией» или просто «автоматом». Но наибольшее распространение ГМП получила с середины прошлого столетия и широко применяется до настоящего времени.
04:53
Современные АКПП – мифы и реальность | Автофакты
Автоматические трансмиссии – это настоящая загадка для многих людей. Поэтому существует много мифов об АКПП, которые распространяются до сих пор только по причине нехватки достоверной информации от людей, разбирающихся в этом вопросе. Вот почему появилась эта статья. Мы рассмотрим лишь некоторые из самых распространенных мифов, касающихся автоматических трансмиссий, и посмотрим, почему они являются правдой, ложью или их сочетанием. Автоматические коробки передач – это герметичные неремонтируемые блоки. Миф. Автоматические трансмиссии – это необслуживаемые компоненты, которые не подлежат ремонт...
04:19
Константин Якушев - Колеса.ру
АКПП выбирает первую передачу, к колесам прикладывается крутящий момент, но тормоза не дают сдвинуться с места. При этом турбина гидротрансформатора остается неподвижной, а вся энергия двигателя преобразуется в гидротрансформаторе в тепловую. По сути, мотор мешает масло. ... При включенной нейтральной передаче механическая связь между выходом коробки и турбиной гидротрансформатора разорвана. Частота вращения выхода гидротрансформатора практически равна частоте вращения двигателя. Нагрузка на двигатель минимальна. Для поддержания режима холостого хода требуется меньше топлива. Уменьшается нагрев двигателя и АКПП.
04:13
Автоматическая коробка передач — недостатки
Автоматическая коробка передач — достоинства. Коробка «автомат» дает возможность все внимание уделить дороге, ведь не придется концентрировать внимание еще и на переключении скоростей. Начинающим водителям это очень полезная разработка, потому что им трудно привыкнуть к механике. В автошколах есть возможность пройти обучение на авто с АКПП, но нужно учесть, что ездить на машине с механикой будет нельзя и в правах поставят заметку, что обучение пройдено на автомобиле с автоматической коробкой. К тому же, новички испытывают некие трудности при необходимости трогаться с места, двигатель глохнет и...
04:07
Мифы и легенды об АКПП: развенчиваем... - ЯПлакалъ
АКПП выбирает первую передачу, к колесам прикладывается крутящий момент, но тормоза не дают сдвинуться с места. При этом турбина гидротрансформатора остается неподвижной, а вся энергия двигателя преобразуется в гидротрансформаторе в тепловую. По сути, мотор мешает масло. ... Миф 4. Автомобиль с АКПП не тормозит двигателем Это было очень давно. Тогда гидротрансформатор не имел блокировки. Все современные коробки, даже те, что без электронного управления, имеют режим блокировки гидротрансформатора.
04:03
Чего не любит коробка автомат? | Газу Ру
Также АКПП очень популярна среди женщин-водителей, так как облегчает управление и позволяет лучше сосредоточиться на дороге, и среди новичков, так как дает возможность «почувствовать» автомобиль «на ходу» в короткие сроки. Чтобы вся конструкция АКПП прослужила долго, необходимо разумно ей пользоваться, а также грамотно ухаживать за ней. Лучше всего проводить проверку и отладку коробки-автомат в автосервисе, но кое-что хозяин автомобиля вполне может сделать самостоятельно. Поговорим о правилах пользования АКПП – чего не любит данное устройство? Не рекомендуется ездить на недостаточно прогретой ...
04:38
Как правильно проверить коробку автомат?
Автоматические коробки передач теснят классические механические устройства. Они удобны в использовании и заметно упрощают вождение. Даже неопытный водитель сможет очень быстро привыкнуть к использованию коробки автомат. ... 2.2 Как проверить коробку автомат на ходу? 2.3 Это интересно. Чего «боится» коробка автомат? Правильная эксплуатация не приводит к серьёзным повреждениям механизма, и он служит длительный промежуток времени. ... Автоматическая коробка передач очень чувствительна к качеству используемого масла. Применение дешёвых аналогов масла приводит к быстрому износу трущихся элементов. Как проверить коробку автомат на холостом ходу?